О содержании обращений в органы прокуратуры
- Подробности
- Опубликовано: 23.06.2025 13:31
- Просмотров: 4
Органами прокуратуры ежегодно рассматриваются сотни тысяч жалоб и заявлений граждан и организаций. При этом практика показывает, что обращения, направляемые в прокуратуру, зачастую не содержат самой минимальной информации, необходимой для их разрешения, что требует дополнительных сил и средств для уточнения доводов заявителя, поиска исходных данных.
Гражданам и представителям организаций следует приводить в своих обращениях максимально полную информацию, необходимую для их рассмотрения. Обращение должно содержать сведения о заявителе: для гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства или место пребывания, телефон. Для организации - наименование, адрес, почтовый адрес, если заявление подается представителем, - также фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование представителя, адрес, копия доверенности. Обращения должны в обязательном порядке содержать подпись заявителя.
Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ регламентирует, что обращение гражданина в форме электронного документа может быть подано только с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (Единый портал), иной информационной системы государственного органа либо официального сайта государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию граждан.
Заявителю необходимо указать, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов заявителя и его требования, а также обстоятельства, на которых данное лицо основывает свою жалобу. По возможности следует приложить документы (копии), подтверждающие доводы жалобы. Если обжалуются действия или решения конкретных должностных лиц, необходимо указать их должности и фамилии.
Если разрешение того или иного обращения находится вне компетенции органов прокуратуры, оно будет перенаправлено по принадлежности, поскольку Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» запрещает прокурорам подменять специально созданные контролирующие органы. Взимание государственной пошлины за обращение в прокуратуру не предусмотрено. Все жалобы и заявления подаются бесплатно.
Также хотелось бы отметить для лиц, обращающихся в прокуратуру, о необходимости соблюдения этических норм и правил поведения. Обращения, содержащие нецензурные и оскорбительные выражения рассмотрению не подлежат. Снятие копий с предоставляемых заявителем документов не производится.
Новые требования к такси.
С 1 января 2026 года вступает в силу Федеральный закон от 23.05.2025 № 116-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Согласно принятым изменениям транспортное средство, сведения о котором вносятся в региональный реестр легковых такси, должно на дату такого внесения соответствовать одному из следующих требований:
совокупное количество баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации технологических операций (условий) при производстве указанного транспортного средства соответствует совокупному количеству баллов, установленному нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации для целей осуществления закупок продукции автомобилестроения для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
автомобиль произведен в рамках специального инвестиционного контракта, заключенного в период с 01.03.2022 по 01.04.2025.
С 1 января 2033 года совокупное количество баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации технологических операций (условий) при производстве указанного транспортного средства должно соответствовать совокупному количеству баллов, установленному нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации для целей осуществления закупок продукции автомобилестроения для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Продлено действие ограничений на перевод денежных средств из Российской Федерации за рубеж.
Перечень разрешенных к совершению валютных операций зависит в большинстве случаев от резидентства участников таких операций. В этом случае физическими лицами - резидентами признают граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в стране на основании вида на жительство. В свою очередь физические лица, не являющиеся резидентами, относятся к нерезидентам.
Банком России ограничения на перевод средств за рубеж сохранены, они будут действовать с 1 апреля до 30 сентября 2025 года включительно. Так, граждане России и физические лица – нерезиденты из дружественных стран по-прежнему смогут в течение месяца перевести на любые счета в зарубежных банках не более 1 млн долларов США или эквивалент в другой иностранной валюте.
Сохраняются и лимиты на перечисления через системы денежных переводов – за месяц не более 10 тыс. долларов США или эквивалент в другой иностранной валюте. Суммы переводов определяются по официальному курсу иностранных валют к рублю на дату получения банком поручения об операции.
Физические лица – нерезиденты, работающие в России, могут перевести за рубеж средства в размере заработной платы. Такое право есть у представителей как дружественных, так и недружественных стран.
Сохраняется запрет на перевод средств за рубеж для не работающих в России физических лиц – нерезидентов из недружественных стран, а также для юридических лиц из таких государств. Это ограничение не касается иностранных компаний, которые находятся под контролем российских юридических или физических лиц.
Банки из недружественных государств могут осуществлять переводы денежных средств в рублях с использованием корреспондентских счетов, открытых в российских кредитных организациях, если счета плательщика и получателя открыты в зарубежных банках.
Подписан указ об упрощенном приеме в гражданство Российской Федерации старообрядцев.
Вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 01.04.2025 № 201 «О приеме в гражданство Российской Федерации старообрядцев, участвующих в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
Документ предоставляет право обратиться в упрощенном порядке с заявлением о приеме в гражданство иностранным гражданам и лицам без гражданства из числа старообрядцев, имеющим статус участника Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, или статус члена семьи участника данной Госпрограммы.
Обязательным условием является прибытие участника Госпрограммы из-за рубежа на постоянное место жительства на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
К заявлению о приеме в гражданство должно прилагаться ходатайство митрополита Московского и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви о приеме в гражданство Российской Федерации старообрядца, содержащее сведения о прибытии из-за рубежа на постоянное место жительства на территорию субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа.
О противодействии преступлениям, совершаемым с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Хищение, совершенное с использованием современных информационно-коммуникационных технологий является общественно опасным деянием, причиняющим значительный имущественный вред гражданам.
Злоумышленники используют разные способы обмана людей в интернете от спама до создания сайтов-двойников. Они преследуют цель - получить персональные данные пользователя, номера банковских карт, паспортные данные, логины и пароли. У потерпевших похищаются денежные средства под предлогом совершения каких-либо банковских операций, направленных на восстановление якобы поврежденных данных о банковских вкладах, либо путем введения их в заблуждение. При этом зачастую злоумышленники представляются банковскими работниками или представителями правоохранительных органов.
В подавляющем большинстве случаев преступники используют следующие основные схемы обмана. Так, злоумышленник звонит или отправляет смс-сообщение на телефон, сообщая что банковская карта или счет мобильного телефона потерпевшего заблокированы в результате преступного посягательства, и затем представляясь сотрудником банка или телефонной компании, предлагает набрать комбинацию цифр на мобильном телефоне или банкомате для разблокировки, в результате чего денежные средства перечисляются на счет преступника.
Может поступить звонок от «сотрудника» службы технической поддержки оператора мобильной связи с предложением подключить новую услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для перевода денежных средств со счета абонента на счет мошенника.
Потерпевший заказывает товар через сеть Интернет, оплачивает его путем перечисления денежных средств на банковскую карту продавца, но не получает заказ. В таких случаях важно быть внимательным и не использовать непроверенные сайты, в том числе сайты-двойники.
При возникновении подобных ситуаций необходимо оперативно самостоятельно связаться с оператором банка, сотовой связи с целью блокировки карты, номера телефона, отключения услуг и т.д. Данные действия способствуют незамедлительному установлению злоумышленника и предотвращению совершения преступления.
Важно помнить! Ни одна организация, включая банк, не вправе требовать реквизиты Вашей карты включая CVV-код.
Способы восстановления нарушенных прав.
Право на жизнь и здоровье, честь и достоинство личности – эти общечеловеческие ценности закреплены в ст. 2 Конституции Российской Федерации. Одним из основополагающих принципов гражданского права является восстановление нарушенного права, которое понимает под собой восстановление положения, существующего до нарушения права.
Принцип гражданского права, цель и способ защиты гражданских прав, п. 1 ст. 1 ГК РФ, закрепляет основные начала (принципы) гражданского права:
- признание равенства участников отношений,
- неприкосновенность собственности свобода договора,
- недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела,
- необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита.
Механизм защиты нарушенного права является двусторонним процессом. С одной стороны, необходима правовая активность физического или юридического лица, избирающего способ защиты права, а с другой – активность правоприменителя для восстановления нарушенного права.
В силу ч. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских пpaв осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствие с их компетенцией. Согласно положений ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ обязательным условием реализации права на судебную защиту является указание в заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.
Судебной практикой выработаны критерии применения восстановления положения, существовавшего до нарушения права, в качестве способа защиты гражданских прав. Среди них выделяют наличие и законность положения, которое oн желает восстановить, а также тот факт, что прежнее положение нарушено.
Порядок доступа специализированной организации в жилое помещение для проведения технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования
Порядок обеспечения допуска специализированных организаций к газовому оборудованию регулируется Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410.
В силу подпункта «г» пункта 42 Правил заказчик обязан обеспечивать доступ представителей исполнителя к внутридомовому и внутриквартирному газовому оборудованию для проведения работ, оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту указанного оборудования.
Исполнитель вправе посещать помещения, где установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование при проведении работ, оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования с соблюдением порядка предварительного уведомления заказчика.
О дате, времени и перечне работ по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования исполнитель уведомляет заказчика не позднее чем за 20 дней до их проведения, а в случае отсутствия от него ответа - направляет повторное уведомление.
Следует отметить, что согласно пункту 80 Правил исполнитель вправе приостановить подачу газа с предварительным письменным уведомлением заказчика в случае отказа заказчика 2 и более раза в допуске специализированной организации для проведения работ по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Частью 3 статьи 9.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за отказ доступа в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в случае уведомления о выполнении таких работ в установленном порядке. Для граждан за совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанной частью, рассматривают органы регионального государственного жилищного надзора.
Что делать работодателю если работника признали банкротом.
Банкротом может стать физическое лицо. Особенности и условия банкротства граждан регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
В случае если работника признали банкротом, все права на имущество из конкурсной массы от его имени реализует финансовый управляющий, включая и право на распоряжение денежными средствами. При этом сам работник по общему правилу не имеет права пользоваться даже собственными банковскими картами. Уведомляет работодателя о введении реструктуризации долгов или о признании банкротом финансовый управляющий работника. Сделать это он должен в течение 5 рабочих дней. В свою очередь работодатель обязан отвечать на обращения финансового управляющего о работнике в течение 7 дней.
Заработную плату при банкротстве физического лица работодатель обязан перечислять не сотруднику, а его финансовому управляющему. Для этого на имя должника финансовый управляющий открывает специальный банковский счет. Также через финансового управляющего работодатель выполняет и другие обязательства по передаче имущества работнику-банкроту. Не вся заработная плата входит в конкурсную массу. К ней не относятся имущество, на которое нельзя обратить взыскание по закону, и денежные средстве не ниже величины прожиточного минимума (должника и его иждивенцев).
Самовольно выплачивать зарплату работнику, минуя финансового управляющего, в том числе в наличной форме, работодателю запрещено. Следовательно, работодатель перечисляет заработную плату финансовом) управляющему, после того как суд признает сотрудника банкротом. Финансовому управляющему переводят полную сумму до тех пор, пока от него не придет уведомление с указанием части зарплаты, которую можно выплатить работнику лично.
Сотрудника не увольняют, если он стал банкротом. Однако есть и исключение. К примеру, когда речь идет о руководителе организации. По общему правилу он в течение трех лет не может занимать данную должность, после того как завершится процедура реализации имущества или прекратится производство по делу о банкротстве в ходе этой процедуры (п. 3 ст. 213.30 Закона № 127-ФЗ).
На практике руководителя в таком случае увольняют по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК PФ либо по п. 2 ч.1 ст. 278 ТК РФ.
Ограничение выезда за пределы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия в виде установления временных ограничений на выезд должника из Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 67 указанного Федерального закона такая мера применяется при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе. Постановление о временном ограничении выезда судебный пристав-исполнитель вправе вынести по заявлению взыскателя или собственной инициативе.
Основанием для вынесения постановления о временном ограничении должника на выезд из Российской Федерации является неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в исполнительных документах следующих требований:
- о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, если сумма задолженности по такому исполнительному документу превышает 10 тыс. рублей;
- требований неимущественного характера;
- иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 тыс. рублей и более.
Право на вынесение постановления о временном ограничении должника на выезд из Российской Федерации по иным требованиям, сумма задолженности по которым превышает 10 тыс. рублей, возникает у судебного пристава по истечении двух месяцев со дня окончания срока для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа.
Таким образом, гражданам, выезжающим за пределы РФ, необходимо заблаговременно оплачивать имеющиеся задолженности и принимать во внимание временные рамки процедуры прохождения снятия запрета на выезд.
Отказ в предоставлении информации.
Согласно статьи 24 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
Ответственность за нарушение перечисленных выше конституционных прав предусматривается статьей 5.39. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 140 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Административная ответственность наступает в случаях:
- незаконного отказа в предоставлении гражданам, включая адвокатов (на основе поступившего адвокатского запроса), либо организациям сведений, предоставление которых предусмотрено федеральным законодательством,
- несвоевременное предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации.
Для привлечения к административной ответственности, предусматривающей взыскание штрафа с должностных лиц, достаточно самого факта отказа в предоставлении информации.
Уголовная ответственность наступает в случаях:
- неправомерного отказа в предоставлении собранных должностными лицами (органами, организациями) документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина,
- предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации.
В рамках статьи 140 УК РФ преступление считается совершенным с момента причинения вреда правам и законным интересам граждан.
Уголовная ответственность предусматривает наложение штрафа до 200 тыс. рублей и запрет работы на установленных должностях на срок от 2 до 5 лет.
Уклонением от предоставления сведений могут быть любые формы отказа под различными предлогами, в том числе завуалированные, а также и бездействие, когда должностное лицо просто игнорирует запрос.
Незаконный, неправомерный отказ, причинивший ущерб конституционным правам и свободам граждан может быть обжалован в вышестоящую инстанцию или надзорный орган, в прокуратуру или в суд.
Предусмотрено создание реестра должников по алиментам.
Федеральным законом от 29.05.2024 № 114-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», согласно которым предусмотрено создание реестра должников по алиментам. Закреплено, что сведения о должниках по алиментным обязательствам, привлеченных к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, либо нетрудоспособных родителей или объявленных судебным приставом-исполнителем в розыск, содержащиеся в банке данных в исполнительном производстве, включаются в реестр должников по алиментным обязательствам, являющийся составной частью банка данных в исполнительном производстве.
Должник по алиментным обязательствам в течение суток с момента включения сведений о нем в реестр должников и исключения таких сведений из указанного реестра извещается об этом.
Дата принятия судебного акта о привлечении должника к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, либо нетрудоспособных родителей отнесена к общедоступным сведениям, содержащимся в банке данных. Такие сведения вносятся в реестр должников по алиментным обязательствам в течение 5 дней с момента их поступления в Федеральную службу судебных приставов.
Сведения по исполнительным производствам, должники по которым включены в реестр должников по алиментным обязательствам, являются общедоступными до исключения таких сведений о должнике из указанного реестра в связи с полным погашением задолженности или по другим основаниям, установленным в соответствии с порядком создания и ведения банка данных.
В целях получения актуальной информации о трудоустройстве должника Федеральная служба судебных приставов может запрашивать в автоматическом режиме соответствующую информацию у органов государственной власти, иных органов, государственных внебюджетных фондов, организаций с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Звонят и просят сообщить данные карты или смс- код «Клади трубку».
Мошенничество с использованием мобильных устройств становится одним из наиболее распространенных способов получения несанкционированного доступа к банковской и иной информации граждан, которая зачастую используется злоумышленниками для незаконного обогащения. При телефонном мошенничестве, как правило, от имени сотрудников банков России, мошенники сообщают потенциальной жертве о несанкционированных списаниях денежных средств с банковских карт или сообщают о необходимости блокировки банковской карты. Далее, мошенники, войдя в доверие, просят предоставить определенные данные карты владельца или смс-код, поступивший на его телефон. После чего, как правило, происходит списание денежных средств с банковского счета.
Зачастую злоумышленники действуют от имени близких родственников, знакомых, коллег потерпевших и просят о передаче или перечислении электронным платежом определенной суммы денежных средств для разрешения сложившейся в их жизни неблагоприятной ситуации. Например, в связи с необходимостью освобождения от уголовной ответственности близкого человека, якобы виновного в ДТП, при этом нередко мошенники выдают себя за сотрудников правоохранительных органов.
Имеют место и так называемые дистанционные формы хищения, совершаемые путем размещения на сайтах по продаже в сети Интернет заведомо ложных предложений о продаже товаров за денежное вознаграждение, которое в дальнейшем перечисляется на банковский счет без фактической передачи приобретаемого товара.
Если гражданин попал на уловку мошенников, то действовать ему нужно незамедлительно. С помощью звонка в банк или личного посещения ближайшего филиала банка, обратиться к оператору и сообщить о мошеннических действиях, через сотрудника банка заявить о приостановлении транзакции. Банк, в свою очередь должен заблокировать это действие на определенный период времени.
Важно запомнить главное правило. Не сообщайте персональные сведения о данных банковских карт, не отправляйте смс-коды по просьбе незнакомых лиц. Помните бдительность – главное оружие в борьбе с мошенничеством!!!
Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность за совершения мошенничества, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 159 УК РФ). Максимальное наказание за совершение мошенничества предусмотрено до десяти лет лишения свободы.
В случае если Вы стали жертвой мошенников необходимо оперативно обратиться в ближайший отдел полиции.
Приватизация жилого помещения.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.
При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст. 11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином. Нотариального удостоверения договора передачи не требуется, государственная пошлина не взимается.
В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в 2-х месячный срок со дня подачи документов.
Граждане в случае нарушения их прав при решении вопросов приватизации жилых помещений вправе обратиться в суд.
Ужесточение административной ответственности за распространение персональных данных.
Утечка персональных данных – это опасная ситуация, она открывает широкие возможности для злоумышленников, которые используют полученную информации в преступных схемах. Это и фишинговые атаки, и оформление кредитов на чужое имя и шантаж, основанный на доступе к личной переписке или компрометирующим материалам.
С 30 мая 2025 года операторам персональных данных грозят крупные штрафы по КоАП РФ за действия (бездействие), из-за которых произошла незаконная передач этих сведений. Начнут применяться более строгие наказания за непредставление Роскомнадзору ряда уведомлений. Так, с указанной даты начнет действовать Федеральный закон от 30.11.2024 № 420-ФЗ, ужесточающий административную ответственность за нарушения в сфере персональных данных.
За обработку персональных данных в случаях, не предусмотренные законодательством, либо их обработку несовместимую с целями их сбора предусмотрена административная ответственность по ч.ч. 1, 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ. К примеру, максимальное финансовое наказание за незаконную обработку персональных данных для юридических лиц при повторном нарушении достигает 500 000 руб., что превышает прежние штрафные пределы более, чем в 1,5 раза. Для должностных лиц верхняя планка санкций возросла в 4 раза, до 200 000 руб.
Операторы персональных данных несут ответственность за несвоевременное уведомление Роскомнадзора о фактах утечки таких данных. Если уведомление предоставлено позднее, чем через 24 часа, оператору грозит штраф от 50 000 руб до 3 млн руб. Также введены штрафы за неуведомление Роскомнадзора о намерение осуществлять обработку персональных данных и за действия оператора, повлекшие неправомерное их распространение (ч.ч. 10-14, 16-17 ст. 13.11 КоАП РФ).
Законом предусмотрено ужесточение ответственности для индивидуальные предпринимателей за нарушения в данной сфере (ч.ч. 1.1 и 8-18 ст. 13.11 КоАП РФ). Теперь предприниматели будут нести такую же ответственность, как и юридические лица. В большинстве ситуаций штраф для предпринимателя станет существенно выше, чем раньше.
Назначение и предоставление жилых помещений маневренного фонда.
К числу специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения маневренного фонда, которые в соответствии со ст. 95 Жилищного кодекса РФ предназначены для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма.
Кроме того, маневренное жилье предоставляется гражданам: чьи жилые помещения стали непригодными для проживания, в том числе в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; которые утратили приобретенные за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа жилые помещения, в результате обращения на них взыскания и на момент обращения взыскания такие жилые помещения являлись единственными для граждан.
Жилые помещения маневренного фонда предоставляются по договору найма жилого помещения маневренного фонда из расчета не менее чем 6 кв.м. жилой площади на одного человека на период:
- до завершения капитального ремонта или реконструкции дома;
- до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые было обращено взыскание;
- до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ;
- до завершения расчетов с гражданами, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания, в том числе в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на 2 года.
Истечение периода, на который заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда, является основанием прекращения данного договора.
Признание жилого помещения непригодным для проживания.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Оценка и обследование помещения в целях признания его пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия помещений и дома установленным в Положении требованиям.
Комиссия на основании заявления собственника помещения, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2019 № 1082, либо на основании сформированного и утвержденного субъектом Российской Федерации на основании сведений из Единого государственного реестра недвижимости, сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, проводит оценку соответствия помещения установленным требованиям и принимает одно из решений, предусмотренных п. 47 Положения:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями;
- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
- об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Установлена административная ответственность за незаконное привлечение инвестиций физических лиц.
Федеральным законом от 13.12.2024 № 461-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях включена статья 14.56.1, направленная на пресечение незаконного привлечения инвестиций физических лиц.
За оказание услуг по привлечению инвестиций физических лиц лицом, не имеющим право на осуществление указанной деятельности в соответствии с законодательством о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и об ограничениях привлечения инвестиций физических лиц предусмотрен административный штраф для граждан от 5 до 30 тысяч рублей, для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от 20 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц от 300 до 500 тысяч рублей.
В качестве наказания для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц также может быть применено административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.
Кроме того, статьей предусмотрены санкции за привлечение инвестиций физических лиц с нарушением требований, предусмотренных п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». За указанные правонарушения административный штраф составит для граждан от 30 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от 50 до 100 тысяч рублей, юридических лиц от 500 тысяч рублей до 1 млн. рублей.
В качестве наказания к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам также может быть применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Срок давности за указанные правонарушения составляет 1 год со дня установления факта нарушения законодательства.
Привлечение инвестиций физических лиц путем заключения договоров на условиях публичной оферты либо в результате направления предложения делать оферту, адресованного неопределенному кругу лиц, допускается только посредством встречного предоставления физическим лицам ценных бумаг, либо в случае, если право лиц, привлекающих инвестиции, на привлечение инвестиций физических лиц предусмотрено федеральными законами.
Уголовная ответственность за использование незаконно полученных персональных данных.
За сбор, хранение и передачу персональных, данных, полученных неправомерным путем, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 272.1 УК РФ). Так, за получение противоправным путем персональных данных предусмотрен, максимальный штраф в размере 300 000 руб., принудительные работы или лишение свободы сроком до четырех лет.
Если нарушения касаются данных несовершеннолетних лиц или биометрии, наказание – штраф до 700 000 руб. или лишение свободы на срок до пяти лет.
Максимальное наказание предусмотрено за передачу персональных данных россиян другим государствам: за это грозит штраф до 2 млн руб. и лишение свободы до восьми лет. Если такие действия совершены группой лиц и повлекли тяжкие последствия, виновных могут лишить свободы на 10 лет со штрафом в размере до 3 млн. руб.
Уголовная ответственность предусмотрена также и за создание интернет-ресурсов (сайты в сети Интернет, страницы сайта, информационные системы, компьютерные программы) для хранения и распространение данных, полученных незаконно.
При этом вышеперечисленные действия не распространяются на случаи обработки персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд.